On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
администратор


Сообщение: 1541
Зарегистрирован: 12.05.08
Откуда: Россия
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.12.09 08:06. Заголовок: ФОРМЫ ОТКРОВЕНИЙ


Формы откровений.
(из книги "Часть 1. Таинственные действия Духа Святого у подвижников, сподобившихся совершенства")

Существует две основные формы откровений: внешняя и внутренняя, т.е. человек может воспринять действие Божие внутренним чувством, а может воспринять посредством пяти чувств.


Иннокентий Херсонский (О религии откровенной): «Форма откровения может быть различна. Определить все его формы для человека невозможно. Главнейшие, нам известные, суть следующие:
1) Непосредственное действие на душу, называемое вдохновением или воодушевлением. Оно бывает или в бодрственном состоянии, или во сне, или в состоянии среднем, когда душа выходит из обыкновенного состояния, и не понимает самой себя, что бывает или от болезней, или от известного обстоятельства. Это - форма внутренняя.
2) Внешние формы известнейшие суть следующие: а) живой голос; б) эмблемы, заимствуемые из видимой природы, в которых человек ясно видит присутствие Бога; например, купина, горевшая пред Моисеем; в) вид человека или другого существа; г) письмена; например, Валтасару явилась рука, пишущая по стене. У Бога много и других способов, но мы не можем познать их.
Главнейший способ есть внутреннее действие на душу. Лучше сказать: Бог в Ветхом Завете преимущественно действовал внешним способом, а в Новом Завете - внутренним. Впрочем, если брать в совокупности, то внутренний будет господствующим. Им открывался Он в Ветхом Завете пророкам, а в Новом Завете апостолам».
Что касается внутренней формы, то она имеет следующие виды:

1. через слышание Гласа Божиего;
2. через видения;
3. через ведение.

4. ощущение действий благодати Божией и духовные чувства.

Цель откровений.

Иннокентий Херсонский (О религии откровенной): «Подать человеку помощь, дать то, чего он сам себе дать не может, оживить и усовершить естественную религию, и если нужно, сообщить новое учение».
Свт. Филарет (Дроздов) (Катехизис, ст.11): «Под наименованием "Божественное Откровение" разумеется то, что Сам Бог открыл людям, чтобы они могли право и спасительно веровать в Него и достойно чтить Его».

Предмет откровений.

Иннокентий Херсонский (О религии откровенной): «Предмет откровения может быть двоякий. Откровение должно: а) пополнить и усовершить то, что содержит в себе религия естественная, б) сообщить нечто новое.
Феофан Затворник (Толков. на 1-ое посл. к Коринф., 14,1): Предметом (пророчества-откровения) могли быть и догмат, и нравоучение, и утешение, и молитвенное славословие, и собственно пророчество».

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 7 [только новые]


администратор


Сообщение: 1542
Зарегистрирован: 12.05.08
Откуда: Россия
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.12.09 08:08. Заголовок: Внешняя форма откровений


1.3: Внешняя форма откровений.

Феофан Затворник (Толк. на 2 Коринф.12.2): «…бывает (откровение) внешне, когда Бог или Ангел является и сказывает нужное…»
Иннокентий Херсонский (О религии откровенной): «внешнее (откровение), когда Он открывается человеку посредством видимой натуры, или посредством существ невидимых, каковы суть добрые Ангелы.
…Бог не является человекам, как Он есть, всецелым существом Своим, ибо человек не может стерпеть такого явления. Он является обыкновенно в виде какого-нибудь сотворенного существа- в форме конечной. Под сии формы могут подделываться и другие существа, например, злые духи, люди. А посему и нужно знать, как происходит явление Бога, дабы отличить его от явлений существ конечных…
….Предположим, что Бог явился человеку внешним образом: как тут увериться? Нетрудно человеку увериться, когда Бог явится Сам человеку в образе человеческом и скажет ему: "Я Бог твой". Но как убедиться тогда, когда Он употребит вестником Своим какое-либо животное, или что другое из видимого мира? В сем случае доказательством Божественного явления могут служить самые сии виды, ибо они всегда бывают чудесны, как, например, явление Бога в виде Ангела Аврааму, Маною и Навину, в виде животного -Валааму, в виде эмблемы - Моисею в купине. Когда Ангел возносился на небо, когда купина горела и не сгорала, - то как тут не видеть Бога? Из чего все это изъяснить, если не из непосредственного действия Божия? Впрочем, если бы человек не довольствовался сими доказательствами, то требовал бы других. Так поступил Моисей. Он потребовал новых доказательств, не остановившись на одной купине, - и сии доказательства были даны ему».

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор


Сообщение: 1543
Зарегистрирован: 12.05.08
Откуда: Россия
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.12.09 08:12. Заголовок: Внутренняя форма откровения



Внутренняя форма откровений – слышание Гласа.

К прямому смыслу понятия «откровение» относится внутренняя форма откровений через внутренний слух. Т.е. человек внутренним слухом слышит Глас Божий при тишине своего внешнего и внутреннего слова.
Иннокентий Херсонский: «Хотя человек не способен видеть Бога, как Он есть Сам в Себе, однако он может слышать глас Его, чувствовать Его присутствие и отличать истинное явление от ложного».
Иоанн Лествичник (Лествица сл.29): «Кто сподобился быть в сем устроении, тот еще во плоти имеет живущего в себе Самого Бога, Который руководит его во всех словах, делах и помышлениях. Посему таковой чрез внутреннее просвещение познает волю Господню, как бы слыша некоторый глас, и, будучи выше всякого человеческого учения, говорит: «когда прииду и явлюся лицу Божию?» (Пс.41,3). Ибо не могу более сносить действие сего вожделения; но ищу той бессмертной красоты, которую Ты даровал мне прежде сего брения».
Схиигум. Савва (Опыт построения истинного миросозерцания): «У души, очистившейся от страстей и привыкшей к непрестанной молитве, (внутренний) слух настолько утончен, что он постоянно воспринимает голос Бога».
Феофан Затворник (Путь ко спасению): «Достигшие (быть храмом живого Бога) суть таинники Божии, и состояние их есть то же, что состояние Апостолов, потому что и они во всем познают волю Божию, слыша как бы некий глас, и они, совершенно соединив чувства с Богом, тайно научаются от Него словам Его».
Лука Крымский (Дух, душа и тело): «Для святых пророков возможны были и непосредственное слышание слов Божиих и восприятие их сердцем. "И сказал мне: сын человеческий! все слова Мои, которые буду говорить тебе, прими сердцем твоим и выслушай ушами твоими" (Иезек. 3,10).
"Сердце мое говорит от Тебя: "Ищите лица Моего"; и я буду искать лица Твоего, Господи" (Пс. 26,8).
Пророк Иеремия повествует о своем призвании, как о прямом разговоре с ним Бога.
Пророк Иезекииль, описав свое необыкновенное видение славы Божией, продолжает: "Увидев это, я пал на лице свое и слышал глас Глаголющего, и Он сказал: "сын человеческий, стань на ноги твои, и Я буду говорить с тобою". И когда Он говорил мне, вошел в меня дух и поставил на ноги мои и я слышал Говорящего мне" (Иезек. 2, 2)».
Митр. Трифон Туркестанов (Акафист «Слава Богу за все», Икос 10): «…Обостри слух мой, дабы во все минуты жизни я слышал Твой таинственный голос и взывал к Тебе, вездесущему:… Слава Тебе за указание тайного голоса, слава Тебе за откровение во сне и наяву…»
Феофан Затворник (Толк. на посл. Эфес.4,21): «Выражение, употребляемое здесь Апостолом: «слышасте Его, о Нем научитеся», - дает мысли его особый оттенок, очень важный; ибо показывает, что христиане Самого Господа слышат, и в Нем, - чрез общение с Ним живое, пребывая в Нем, - научаются. Не всякий слышащий и научающийся о Господе от другого лица слышит Его в себе слово и научается в Нем. Ибо для этого надо к первому слышанию (о Господе) многие бы дополнить условия, - живую веру, крещение, и готовность жить по заповедям Господа, не жалея живота. Но что действительно тот христианин, который исполняет все уставы, точно слышит Христа в себе глаголющего, об это свидетельствует св. Иоанн Богослов в том пункте, где говорит о помазании, что оно всему учит: ибо хоть здесь о Духе Святом говорится, но Дух и Господь едино суть (1Иоан.2,27). Кто достиг такого состояния, что может различать и понимать глас в себе Христов, тот достиг полного обновления и освящения естества своего».
Откровение через слышание Гласа Божиего относится к таинственному познанию и боговедению.
Никита Стифат (Добротолюбие, т.5, 3-я сотн., ст.80): «Познание Бога означает, что воссозданный в Нем чрез смиренномудрие и молитву познан Богом и обогащен от Бога неложным познанием сверхъестественных таин Его».
Симеон Новый Богослов (Слово 57): «Блаженны те, которые еще здесь познали свет Господень, как Его самого, потому что в будущей жизни они предстанут пред лицем Его с дерзновением».
Также следует отметить, что наравне с употреблением понятия «слышание» может употребляться понятие «видение» или «созерцание», а понятие «откровение» передается словами «глаголы», «свидения» или «свидетельство».
Симеон Новый Богослов (Слово 52): «Итак, Божественному Писанию обычно таким образом называть слышание созерцанием Бога и созерцание слышанием Бога. Так и божественный Павел неизъяснимые созерцания и осияния Святого Духа, учения и откровения, превосходящие меру человеческого естества и силы, необычно назвал глаголами, сказав и написав, что слышал неизреченные глаголы. Но вслед за этим он написал: «и за премногая откровения» и прочее. Итак, если божественный Павел сказал прежде, что слышал, то почему после того, как услышал, называет он это откровениями, когда откровения бывают чрез созерцание, а не чрез слышание, как говорит и Давид: «открой очи мои и уразумею чудеса от закона Твоего» (Пс.118:18)? По чему другому, если не потому, что он, как мы сказали, слышание употребляет вместо созерцания и созерцание вместо слышания? Также Апостол Павел помянул, что восхищен был до третьего неба. И опять вопрос, - как же сказал потом, что слышал? И это не по другой причине, как по той, какую мы только что указали. Отсюда заключаем, что восхищением он обозначил, во-первых, созерцание, какое видел, потом таинства, которые были в сем созерцании, - и о том, что наияснейше открывало славу оную и Божество, воссиявшее ему, он сказал, что слышал то, - поскольку это сообщало ведение, научало видевшего сие и открывало ему то, что для всех неизреченно и недомыслимо. Итак, в отношении к духовным вещам, как мы сказали, и слышательное, и зрительное чувство есть одно и из того, что здесь созерцает кто или слышит, не может он определительно сказать, что именно есть то или другое, судя по тому, как он то видит или слышит. Почему Апостол и сказал, что того невозможно изложить человеческим языком. Нам, впрочем, надлежит подвизаться об очищении самих себя покаянием и смирением, чтоб соединить с единым благим и преблагим Богом все наши чувства, как одно, и тогда все то, чего не можем мы представить и изъяснить многими словами, все то зараз познаем и уразумеем, слыша зрением и видя слышанием, научаясь созерцанием и слушая откровением. Впрочем, есть еще и иное некое слышание в отношении к вещам наидуховнейшим. Какое же это? То, коим приемлется обетование благ, которые имеют быть нам даны. Как пророки, пророчествовавшие о первом пришествии Господа, хотя созерцали Его и знали точно, но как оно не было еще сбывшимся во дни их, а имело быть после, то они о том, что было им открываемо и показываемо относительно его, говорили, что слышат то, так как это имело быть впоследствии. Так и святой Павел, поелику видел блага царствия небесного, какие имеют быть дарованы праведным, и поелику узнал и удостоверился до точности, что любящие Бога от всей души и соблюдающие заповеди Его имеют несомненно получить сии блага по втором пришествии Господнем и по воскресении мертвых, по обетованию Господа, то и сказал: «слышах неизреченные глаголы, яже не леть есть человеком глаголати». - Но почему прежде назвал их благами, а потом называет глаголами? Потому что блага оные воистину суть некие дивные и предивные словеса, чрез кои всякое разумное естество будет услаждаемо неисчерпаемым, вечно живым и живоносным услаждением, будет всегда оживляемо божественным оживлением и обвеселяемо. Ибо как Слово Бога и Отца есть Бог, то справедливо осияния и откровения Бога Слова именуются глаголами. Слово есть Бог, и глаголы Его суть лучи и блистания Божества, кои воссиявают от Бога, как молния, и наияснейше нам открываются».
Иоанн Златоуст (Толкование на пророка Исаию,1.1): Видением Исаия называет пророчество, …потому, что … слышанное пророками от Бога было для них нисколько не меньше виденного зрением, но одинаково достоверно, чего в житейских делах не бывает. Они слышали иначе, нежели прочие люди, как сам пророк говорил: «пробуждает ухо мое, чтобы я слушал» (Ис.50,4)».
Симеон Новый Богослов (Слово 52): «Бог - Творец всяческих - един есть, и сие едино, как мы сказали прежде, есть всякое благо. С другой стороны, и душа, разумная и бессмертная, тоже едина есть. И она едина есть вся - чувство, совмещающее в себе все чувства, какие ни есть. Итак, когда единый всяческих Бог является чрез откровение единой разумной душе, тогда открывается ей всякое благо и в одно и то же время созерцается (ощущается) всеми вместе чувствами ее. Сие единое и всякое вместе благо и видимо бывает ею, и слышимо, и услаждает вкус, и облагоухавает обоняние, осязается, познается, говорит и говорится, знает и знаемо бывает, и что знает, сие сознается… Итак, которые удостоились увидеть зараз всеми вместе чувствами, как одним из многих чувств, сие всеблаго, которое и едино есть и многое, поелику есть всеблаго, те, говорю, поелику познали и каждодневно познают разными чувствами единого чувства разные вместе блага, как единое, не сознают во всем сказанном никакого различия, но созерцание называют ведением и ведение созерцанием, слух зрением и зрение слухом, как и пророк Аввакум говорит: «Господи, услышах слух Твой и убояхся. Господи, разумех дела Твоя и ужасохся» (3:1). От кого же это другого он услышал? Пророчествуя, он о Господе проповедал. Как же говорит: «Господи, услышах слух Твой?» и что хочет он открыть чрез удвоенное слышание, когда говорит: «услышах слух Твой?» Что другое, кроме того, что чрез осияние Святого Духа, или откровение от Него, познал удостоверительно Господа нашего Иисуса Христа, и опять, чрез сокровенное глаголание сего же Святого Духа научаем, познал все воплощенное домостроительство Господне; и потом сие о Господе учение, которое приял от Духа Святого, он так усвоил себе, как бы оно было его собственное, и как бы видя Господа, как и в самом деле удостоверительно видел Его чрез осияние от Святого Духа, говорил Ему: «посреде двою животну познан будеши, внегда приближитися летом, познаешися, внегда прийти времени, явишися» (2). Так что учение вместе и ведение, которое бывает чрез созерцание, действием Духа, он называет слухом, который слышал, о воплощенном домостроительстве Господа. И тем, что сказал: "Господи!", показывает, что видел Его пред собою и собеседовал с Ним, ибо какой человек беседует с тем, кого не видит? Ужели кто может, не видя земного царя пред собою, говорить ему: о, царю! услышал я определения, какие положила царская власть твоя? Никак. А пророк говорит, и говорит не только – «услышах слух Твой», но еще и – «познан будеши», и – «познаешися», и – «явишися»; почему, как познавший со всею удостоверительностию весь совет Господа, говорит как бы Ему: то и то хочешь совершить Ты, Господи, как определило Царство Твое. Да и все пророческие изречения наибольшею частию то же значат».

http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=tainstvenny

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 285
Зарегистрирован: 31.08.08
Откуда: Россия
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.12.09 10:01. Заголовок: Наверное, формы откр..


Наверное, формы откровений могут быть очень разными. Но тут же встает вопрос различения этих откровений - что от Бога, а что нет. Мало ли людей у нас слышат голоса, наблюдают видения и т.д.? При этом оценка всех откровений - независимо от того, истинные они или ложные - всегда является очень субъективной. То есть в основе всегда будет лежать привязка к религии, к которой принадлежит толкователь. Все, что не соответствует его религии, будет в лучшем случае признанно смесью истины и лжи. Чужие пророки оказываются и не пророками вовсе, а заблудшими людьми в сетях дьявола...

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
администратор


Сообщение: 1545
Зарегистрирован: 12.05.08
Откуда: Россия
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.12.09 12:26. Заголовок: Kevin пишет: Но тут..


Kevin пишет:

 цитата:
Но тут же встает вопрос различения этих откровений - что от Бога, а что нет.



Так ведь схиигум. Савва хорошо об этом говорит: «У души, очистившейся от страстей и привыкшей к непрестанной молитве, (внутренний) слух настолько утончен, что он постоянно воспринимает голос Бога». И другие, если почитать внимательно...

Kevin пишет:

 цитата:
То есть в основе всегда будет лежать привязка к религии, к которой принадлежит толкователь.


Но это же ОЧЕНЬ понятно! С кому человек старается прилепиться, - того и слышит, или - может услышать.
Я знаю три примера, когда люди, еще не очистившие свою душу, или даже и к Вере не пришедшие, - слышали голос Бога (тихий-тихий). Один такой случай был со мной - в невероятно опасной для жизни ситуации, когда я случайно оказалась один на один с ..., и я услышала тогда слова - как себя вести... Они звучали в течение полутора часов. Этот случай и стал причиной, почему я стала искать Путь на тропе православия.
Именно в тот час я поверила, осознав после этого кошмара, что Бог есть,,,
Сейчас я объясняю это всеведением Бога: Он знает, что человека этого надо спасти, оставить в этой жизни, потому что знает его путь и вообще - зачем он в этом мире нужен...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 286
Зарегистрирован: 31.08.08
Откуда: Россия
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.12.09 12:44. Заголовок: Юлия пишет: Так вед..


Юлия пишет:

 цитата:
Так ведь схиигум. Савва хорошо об этом говорит: «У души, очистившейся от страстей и привыкшей к непрестанной молитве, (внутренний) слух настолько утончен, что он постоянно воспринимает голос Бога». И другие, если почитать внимательно...


Да с этим я не спорю. Вопрос в другом - а очищен ли именно этот человек, а утончен ли у него слух настолько, что он внимает голосу Бога? То есть всегда в итоге оказывается какой-то текст (чьи-то слова) и споры о том, от Бога они, или нет...


 цитата:
Один такой случай был со мной - в невероятно опасной для жизни ситуации, когда я случайно оказалась один на один с ..., и я услышала тогда слова - как себя вести... Они звучали в течение полутора часов. Этот случай и стал причиной, почему я стала искать Путь на тропе православия.


Это интересно.

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
администратор


Сообщение: 1547
Зарегистрирован: 12.05.08
Откуда: Россия
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.12.09 12:52. Заголовок: Kevin пишет: а утон..


Kevin пишет:

 цитата:
а утончен ли у него слух настолько, что он внимает голосу Бога?


Не очищен, так пусть и не слышит ничего...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 287
Зарегистрирован: 31.08.08
Откуда: Россия
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.12.09 13:52. Заголовок: Юлия пишет: Не очищ..


Юлия пишет:

 цитата:
Не очищен, так пусть и не слышит ничего...


Но они же все говорят, что слышат - от христианских святых до современных контактеров. При этом у нас обычно срабатывает стереотип - о том, что наши современники ну никак не могут слышать Бога. Особенно, если они не христиане. То есть какой-нибудь святой Бога услышать может. А Вася из соседнего подъезда - никогда. Мы же знаем этого Васю, как облупленного - чем он лучше нас? Мы, такие просветленые и духовные, не слышим, а он, понимаешь ли, слышит. Врет, поганец!..

Как-то я уже писал о том, насколько сильно на нас влияет имя автора текста. Я уверен, что если взять не слишком известный текст какого-нибудь православного святого, выложить его на форуме Кураева как текст какого-нибудь еретика и попросить прокомментировать, то этот текст разобьют в пух и прах - за его "лживость" и "безбожность". И наоборот, если куску явной ахинеи дать авторство святого, 90 % читателей сочтут его очень мудрым и полезным...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 2
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет